Цивилизационный градиент

"Это мой любимый Северный, он цивилизованнее, чем твой Чкаловский".
Ванда Швандерова

Понятия:

Цивилизованность пространства (обычно - цивилизованность территории) - удельное количество "благ" цивилизации на единицу жизненного пространства.

Цивилизационный градиент - участок, где локально и линейно имеется смена относительно цивилизованных условий на относительно нецивилизованные.

Некоторые допущения (assumption):

Взрослый человек, который уже повидал в жизни многое, имеет более широкий взгляд на жизнь и потому более толерантен к окружающим его условиям. Он может долгое время поддерживать нравственный уровень жизни выше адекватного окружающим условиям за счет мечты о том, что все еще изменится к лучшему или за счет воспоминаний о дорогих для него людях и событиях, которые заставляют его следить за собой. Таким образом, он может преодолевать недостаток или избыток общения путем экспресс-способов (просмотр старых фотографий, записей и т.д., мечтания, отвлечение с помощью музыки, литературы, телевидения, редких актов самоактуализации, как-то поход в театр и т.п. etc., etc.).

Ребенок же больше связан с действительностью, непосредственно его окружающей.

Для оптимального развития ребенка необходимо, чтобы он соприкасался как с дикой природой, так и имел доступ к самым современным благам. Таким образом, для ребенка лучшее место там, где есть цивилизационный градиент.

Требования к цивилизационному градиенту:

Ребенок начинает расти где-то в середине градиента. Например, идеальный случай. Родной дом. С одной стороны примыкают другие дома, и чем дальше, тем больше атрибутов городской жизни, а с другой - лес, роща, пустырь, степь, горы, в общем - дикость. Вначале он осваивает пространство вокруг дома, затем освоенное пространство расширяется. Оно захватывает ближнюю часть леса и ближний участок улицы. Более далекие участки остаются неизведанными и загадочными. В подростковом возрасте устраиваются походы для изучения этих далеких краев, и, в принципе, возникает понимание о границах этих необъятных пространств. Формируется широкий кругозор, и происходит обобщение на весь остальной мир. Подросток может выбирать, где ему находиться - или на главной для данного микрорайона тусовке, или в локальной группе соседских ребятишек (дворовые компании), или уединенно в окрестностях своего дома (с возможностью доступа друзей и родных), или же полная изоляция в дикости (уединенно или с близким другом). Все эти места находятся в непосредственной досягаемости и перемещение по ним позволяет избегать конфликтов и формировать очень многие комбинации моделей поведения.

Примечание. Природная дикость (wild) может заменяться на индустриальную дикость. Например, обширная промзона, крупный недостроенный проект или полигон с возможностью доступа.

Крайность #1. Кругом одна дикость. Постоянная нехватка общения. Как следствие - нелюбовь к дому и тяга к цивилизации - к народу, к запретным плодам и т.д., недооценивание того, что имеешь. То, что происходит в деревне - молодежь не восхищается букашками и цветочками, а стремится в город - к наркотикам, алкоголю, дискотекам, красивой жизни. Пытается имитировать цивилизацию у себя, что ведет к раннему приобщению к порочным занятиям. Тотальное приобщение к типовым моделям поведения. Практическая невозможность "отгородиться" от сверстников путем создания неформальных групп. Ненавидит свое окружение и хочет вырваться оттуда. Возникает комплекс неполноценности - я - плохой, вы - плохие, они - хорошие.

Крайность #2. Кругом одна цивилизация. Большая плотность населения. Как следствие - большая конкуренция за все. Во дворах - группировки подростков, которым нечем заняться. Немногие выбиваются в лидеры - часто те, кто имеет комплекс неполноценности в семье. У остальных нет выбора - они приобщаются к навязанным лидерами моделям поведения. Круг развлечений ограничен и однообразен. Раннее приобщение к порочным занятиям - наркотики, алкоголь, секс. Другие же противопоставляют себя уличным группировкам, укрываются в своих домах и сидят там как улитки. Обычно имеют немногочисленных друзей и ходят друг другу в гости, т.е. еще более однообразные развлечения. У всех свербит желание хоть на немного вырваться в дикость (на пикник и т.п.), чтобы отдохнуть. Возникает комплекс неполноценности - я - плохой/хороший, вы - хорошие, они - плохие.

Налицо ущербность обеих крайностей. Невозможность охвата всего разнообразия жизни часто ведет к наивности.

Градиент цивилизованности позволяет избежать этих крайностей. Ребенок имеет большую свободу в поведении, так как для избегания неприятных атрибутов "улицы" ему не надо прятаться дома, в раковину. Порочные занятия, которые распространяются на уровне тусовки микрорайона, легко избегаются в дворовых компаниях или в уединении, при этом не возникает противопоставления им и следовательно отношения не портятся. При взрослении имеется большая мобильность в поведении при сохранении прочной связи с домом. (В отличие от крайностей, где или разрыв с домом, или неспособность его покинуть).

Тенденции:

Поскольку мир становится все цивилизованнее, то большинство сталкивается с крайностью #2. Эта крайность претерпевает перерождение, т.к. Интернет во многом позволяет преодолеть комплекс неполноценности у "улиток". Дворовые лидеры имеют все меньше влияния и все меньше подпадающих под их влияние.

Дмитрий Щербина <sherdim@mail.ru>
© 1998 Dmitry Sherbina