ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТАНТРЫ, КАРЕЦЦЫ, и других форм СВЯЩЕННОГО СЕКСА

Тантра (Санскритское слово, которое означает "сплетаться") - термин, который употребляется для нескольких различных и даже противоположных школ Хинду-йоги, в которой сексуальный союз мужчины и женщины почитается в принципе или на практике. Он также стал употребляться в отношение религиозных практик, основанных на сексе, развиваемых в других религиях, включая Бон, Тибетский буддизм, Таоизм, Христианство, иудаизм и трансцедентализм.

Преиндуистская тантра: Шакхтиизм и Шайвизм

Хотя тантра йога определяет себя как относящуюся только с средневековому периоду в Индии, некоторые считают, что самый ранний вариант тантра йоги, пришедший от Дравидий, доиндуистсткая религия Шакхтиизм (поклонение богини в ее многочисленных формах), фокусируется на йони пуджа, церемонии почитания вульвы или статуи или живой женщины. В зависимости от школы исследователей, эта пуджа могла заключаться в предложении пищи и напитков, пока пели молящиеся, или это могло заключаться в вызове полового возбуждения у женщины, которая, как считается, заключает в себе или персонифицирует божество. Родственная ветвь тантра йоги, которая происходит от Шаивизма (поклонение богу Шива, которая предшествовала синкретической религии, известной сейчас как Индуизм ), концентрировалась на линга пуджа, церемонии почитания пениса, часто в форме естественного прямостоячего камня. Схожие объекты поклонения были обнаружены среди археологических остатков многих народов неолита во всем мире, что привело некоторых теоретиков к спекуляции, что "поклонение полу" в той или иной форме было старейшей религией человечества.

Влияние Созерцательной йоги на тантру

Главное течение в Хинду тантра йоге концетрируется на медитации. Родственная несексуальным медитативным школам йоги, таким как хатха йога (йога поз тела) и бхакти йоги (йога посвящения), эта созерцательная школа обучения пропагандирует совершенно несексуальный подход к поклонению, в котором визуализация божества, пение мантр, концентрация на иконографических символах, называемых йантры, и практика тапас (строгости, аскетизма) являются главными деятельностями. Иногда в этой школе наблюдается сильно редуцированная форма йони пуджа, когда практикующий медитирует на йантру - часто направленный вниз треугольник, - который символизирует вульву богини.

Влияние на тантру кундалини йоги

Некоторые индийские учителя тантра йоги рекомендуют практики, которые наряду с медитацией могут включать также элементы кундалини йоги, в которой слабые потоки энергии "поднимаются" по телу с помощью сознательного контроля позы и энергичного дыхания. Большинство учителей в этой школе тантры выступают за удержание семени как предпосылку духовного развития, хотя они расходятся в том, насколько хорошо вызывать сексуальное возбуждение при том, что удерживается семя - и совсем мало, что можно сказать о возможном участии женщины в удержании семени в качестве духовного пути.

Хиндуистские "праворукий" и "леворукий" пути тантра йоги

Наиболее известны на Западе несколько течений тантра йоги, в которых служба поклонения имеет форму сексуального ритуала, характеризующегося медленным безоргазменным сношением как прелюдией к испытанию Божественного. Это широкая категория тантрического полового ритуализма, который проистекает из пре-Хиндуистских религий Шактиизма и Шаивизма, в свою очередь произвела две практических школы: "Путь правой руки" - тот, в котором ритуал более или менее выглядит как медитация, или как моногамный обряд, или может быть приравнен к йони пуджа в Шактиизме; в то время как "путь левой руки" - тот, в котором дюжины или сотни пар могут одновременно участвовать в ритуальном половом акте, иногда следуя руководству пары учителей. Последний путь принес тантра йоге репутацию оргийной и даже "сатанистской" среди тех, кто игнорирует ее историю или имеет предубеждение против сексуальности.

Тибетский Буддизм и пребуддистские Бон формы тантры

Модифицированную версию пре-Хиндуистского тантризма можно найти в современном тибетском буддизме, где кажется пребуддисткое поклонение богини смешано с влияниями от древнейшей тибетской анимистской религии, известной как Бон. Подобно Хинду тантре, тибетская буддистская тантра объединяет практические школы, которые варьируют от медитационных до сексуально-активных.

Таоистская "тантрическая" алхимия

Другая великая азиатская религия, Таоизм (=Дао, прим. пер.), имеет свои собственные тантрические школы, каждая - с разным взглядом на роль половой активности в жизни приспешника. Одно течение Таоисткой тантры называется сексуальная алхимия, или, более популярно - тантрическая алхимия. Как и Западная алхимия, Таоистская сексуальная алхимия делает определенный акцент на поиске бессмертия или по крайней мере долгой жизни. Предположительно под влиянием мужецентрических, пришедших из кундалини, форм Хинду йоги, Таоистская тантрическая алхимия использует дыхательный и мышечный контроль и подчеркивает роль удержание спермы как защиту для духовных достижений. Другие учителя таоистской тантры, выработавшие парадигму, которая по-видимому пришла из Шактиизма, заявляют, что Лао Дзы, основатель Таоизма, в действительности проповедовал форму уони пуджа или поклонения вульве, когда он писал о "духе долины".

Иудейско-христианский "тантрический секс": карецца и пр.

По мере продвижения, термин "тантра" или "тантрический секс" часто ради удобства ошибочно использовался для Западных религиозных или духовных практик, в которых медленый осмысленный сексуальный союз (или мастурбация) давали путь к переживанию духовного экстаза. Некоторые из этих Западных практик возникли в 19-м веке, по-видимому в результате спонтанного открытия, и вообще не имеют отношения к тантра йоге - хотя известно, что один американский популяризатор западного священного секса (Алис Бункер Стокхэм) путешествовала в Индию для изучения Хинду тантра йоги. Каждый "первооткрыватель" давал его или ее системе уникальное имя - Преподобный Джон Хамфри Нойес проповедовал доктрину о "Мужском воздержании"; А. Е. Ньютон написал "Лучший путь"; Алис Стокхэм создала "Карецца"; Паскаль Беверли Рандольф провозглашал "Эулис!.. или ансейратические мистерии"; Томас Лейк Харрис практиковал форму дыхательного эротицизма, также как и нетелесный сексуальный союз с существами из других измерений; Джордж Вашингтон Сейвори описывал "Ад на Земле, ставший небесами" через религиозно-мистическую практику "Пассивное соитие" и "Глубокая любовь"; студент Стокхэм Джон Вильям Ллойд создал термин "Магнетация"; а сама Стокхэм опубликовала новеллу Джорджа Н. Миллера "Удар секса", в которой тот описывал вымышленное, но похожее на кареццу "Открытие Зуггасента". В то время, как эти западные духовные практики используют те же сексуальные техники, что и традиционная Хинду тантра йога, большинство из них удобно вписывается в христианские, еврейские или трансцедентальные концептуальные рамки, обходя потребность практикующего принимать культурно "чуждую" религию.

Нео-тантра в Америке и Европе

Начиная с конца 60-х и ранних 70-х, так называемая "сексуальная революция" в культурных нравах, наряду с возросшим интересом к восточным религиям, привела к широкой популяризации духовно-сексуальных техник, пришедших из Индийской тантра йоги под немного сбивающим с толку названием "тантрический секс". С того времени по настоящее время, гуру и учителя с Запада и Востока продвинули большое разнообразие систем, которые включают в себе в большей или меньшей степени религиозные и культурные принципы и практики Индийской тантра йоги, преследуя разнообразные цели от того, что один клеветник зовет "лучший секс", до действительного "мокша" или освобождения (т.е. освобождения от реинкарнации, если реинкарнация включена в космологическую парадигму). Одной из характеристик, которая отличает учителей нео-тантры от гуру тантра йоги, является то, что в неотантре обычно совершенно очевиден акцент на сексуальности; в тантра йоге, часто совсем наоборот, - некоторые современные гуру настаивают, что тантра йога вовсе не сексуальна, или что она не учит ничему в самом сексе, а цельность практики связана с пением мантр, визуализацией йантр, практикой тапас и тому подобное.

Половой ритуализм: биологический подход к священному

Сексуальные обряды, обнаруживаемые в тантра йоге, таоистской сексуальной алхимии, карецце, нео-тантре и др. формируют основу для ортодоксальных религиозных служб поклонения и также составляют суть персонального духовного пути бесчисленных индивидуумов. Это было верно на протяжении тысячелетий и продолжает таким оставаться до наших дней, несмотря на преследование сексуальности в большинстве современных цивилизаций. По моему мнению, причина таких удивительно похожих сексуальных ритуалов, спонтанно возникших в разных эрах и местах, и причина, почему они так легко переходят социо-культурные границы - в том, что сексуальное поклонение коренится в нейрологической схеме человеческого тела; из-за чего-то, что, если практиковать правильно, позволяет участникам переживать то, что есть, для всех намерений и целей - присутствием божества в персоне полового парнера.

Catherine Yronwode

Original article

Перевод:

Дмитрий Щербина <sherdim@mail.ru>